Кубок Н.К. Старшинова 2010 г. по спортивной ловле рыбы на блесну со льда.

18-19.12.2010 г.

Вот, съездили командой ПКР в прошедшие выходные в Москву на Кубок Старшинова по «зимней блесне». Турнир прошел на Рузском водохранилище Московской области.

Захотелось открыть сезон на московских водохранилищах. Уже соскучились с прошлого сезона по московскому окуню. И пусть предстоящий турнир был не слишком важным – хотелось испытать новые блесны и подходы к местному полосатику.

В турнире приняло участие 13 команд, в том числе почти все (кроме РнР) сильнейшие московские коллективы.

Собрались в последний момент. Тем более что и сам турнир в этот самый последний момент Женей Константиновым и был назначен.

В поездке привлекали две основные вещи:

Возможность потренироваться на московском окуне, существенно отличающемся по поведению от массового питерского.

И к тому же посмотреть, насколько достойно получится выступить без тренировки. Так сказать, бросить вызов обстоятельствам. Ведь лично для меня обычно очень сложно подстроиться под изменившиеся условия.

В команде ПКР снова была замена. Вместо Михи Горохова на турнир мы взяли отличного ладожского блеснильщика - Сашу Чурилкина, в последнее время увлекшегося спортивной ловлей окуня.

И, забегая вперед, отмечу, что Саша очень достойно проявил себя по московскому окуню.

Он использовал свое главное преимущество и отличие от моего стиля – не делать всякой «хрени» с игрой при поиске окуня.

Да и, наверное, лишних сомнений по поводу своей игры у него не было. Возможно, это появится позже…

ПЕРЕД ТУРНИРОМ.

Несколько помогало то, что все-таки мы были здесь. Правда, было это очень давно. Аж три сезона назад – в начале 2008 года. И тогда нам удалось занять третье командное место.

Конечно, нынче и ситуация с рыбой поменялась очень прилично. Да и вообще, по сравнению с тогдашним нашим выездом, очень сильно отличался уровень воды в водохранилище – он был значительно выше (на метр-другой). И теперь на наших точках, которые хорошо работали на том турнире, было слишком глубоко для прибрежного окуня. И наоборот – образовались новые перспективные точки на том месте, где раньше, по нашим воспоминаниям, была суша…

И здесь нам в итоге, в какой-то степени, помогли стародавние воспоминания – рыба у нас нынче лучше всего ловилась там, где на затопляемом берегу было большее количество пней и коряг. Вот такие-то участки мы и вспоминали в процессе обхода водохранилища. И жалко, что нам не хватило тренировки, чтобы понять полную картину с рыбой…

Зона турнира изменилась не сильно. Тот же район, расположенный условном центре Рузского водохранилища.

Зато теперь мы проживали не в десятке километров от старта (тогда мы жили в Осташево), а на базе, от которой, собственно, и стартовали. Это было гораздо удобнее…

Восточнее, за большим мысом располагался обширный разлив (средней шириной более километра). А вот западнее этого мыса водохранилище было в несколько раз уже (около 500 метров). И здесь русловый рельеф был выражен более интересно.

На этот раз на турнир наша команда ПКР отправилась в новом составе. Как я уже говорил, кроме испытанных участников (меня и Саши Воробьева (Технолога)), в нашей поездке компанию составил Саша Чурилкин, временно заменивший Миху Горохова. И, забегая вперед, заменил очень сильно. Более того, он оказался лучшим в нашей компании. Правда, мы, как обычно, испытывали новые блесны, к которым так и не смогли быстро приспособиться. И лучше всего это получилось именно у новичка  - Саши Чурилкина.

Новые блесны – похожие на прошлогодние «торпедки», только немного шире и с измененными заданными параметрами. Ну, об этом удобнее рассуждать Технологу.

ПЕРВЫЙ ТУР.

Но со старта наши дела пошли не слишком хорошо. Попытались пробить те точки, которые были с рыбой три сезона назад. Но, как я уже отмечал, сильно повысившийся, по сравнению с тогдашним выездом, уровень воды явно повлиял на концентрацию полосатиков. В частности, мало окуня было в заливчике за мысом. Ну, впрочем, это было ожидаемо. Если мелкий окунь и тогда, когда мы наловили его на третье место, здесь держался на нижней границе резкой бровки (часто глубже трех метров). То сейчас, на пятиметровой глубине, ему и вовсе делать было нечего…

У меня в первой лунке был сход некрупной рыбешки – и все.

На точку, где когда-то была основная концентрация окуня – у большого оврага – мы так и не пошли. Посмотрели, что туда вообще никто не сунулся – да и по нашим расчетам, при таком уровне воды большая концентрация окуня на том рельефе вряд ли будет наблюдаться.

Перескочили на другой берег – но в изолированный залив, далеко вдающийся в сушу, мы так и не пошли. Хотя там и сидело несколько команд. Впрочем, оттуда как раз уходила какая-то тройка.

Как оказалось впоследствии, именно там наблюдалась большая концентрация микроокуня, который хотя и не отличался размерами (в среднем был чуть ли не мельче 10 граммов) приносил стабильные и относительно солидные уловы сидевшим там спортсменам.

Мы пошли вдоль берега, противоположного от базы, в сторону узкой части водохранилища – на запад.  Причем можно было отметить, что рыба то явно присутствовала. Особенно угнетало то, что буквально все ловили лучше нас. Рядом сидели откровенные аутсайдеры – Женский Рыболовный Клуб. И, даже несмотря на то, что их командная тактика была откровенно ущербной – они явно пересиживали на своих лунках – в целом они ловили окуней даже больше нас…

Понятно, что на этом поливе были откровенные точки – например, Технологу удалось просверлить лунку над каким-то пнем – и оттуда была серия поклевок некрупных окуней. Но вокруг было если не пусто, то концентрации рыбы явно не было.

Слишком долго задержались рядом – в ближайшем заливе, на свале с мелководного полива, на блесны окуня ловили местные. И по их словам, рыба с утра поклевывала.

Встали рядом – и начались поклевки. Причем клевал как мелкий окунь, так и крупный, весом 100-200 граммов. Но в основном единичный. И не в каждой лунке.

Хотя мне, например, все-таки удалось зацепиться за условное пятно на глубине, ниже свала (порядка 4 метров), где окунь какое-то время попадался почти в каждой из нескольких лунок.

Поймал парочку крупных и несколько мелких.

Прошли дальше, вернулись к берегу, где была база – периодически цеплялись за окуня – но без особого успеха.

Нескольких окуней поймали на том месте, где я впервые освоил свои сбросы от лунки.

Теперь там, вместо мелководной полянки была резкая бровка, к которой и тяготела рыба. Но за полноценную стайку полосатиков мы не зацепились…

ИТОГИ ПЕРВОГО ТУРА.

В итоге мы заняли достаточно скромное место среди участников – только седьмое место (сумма мест 66). Ниже середины турнирной таблицы.

В личном зачете Саша Воробьев занял 17- е место (1100 граммов), Саша Чурилкин поймал только 800 граммов (22-е место). Ну, и у меня было аж 600 граммов (27-е место).

А лидировала после первого тура команда «Кастинг-клуб».

Однако все равно у нас сохранялись шансы на попадание в призовую тройку. Оставалась надежда на то, что во втором туре наша команда сможет существенно прибавить. Хотя и непонятно было за счет чего…

Удручало не только то, что мы не смогли найти рыбу в первом туре, но и наше «непопадание» в блесны. Но оставалась надежда на смену тактики во втором туре…

ВТОРОЙ ТУР.

Понятно, что с точки зрения получения стабильного результата, надо было идти в заливчик за микроокунем, где ловили лидеры.

Но нам «рубиться» по такой рыбе совсем не хотелось. Хотелось все-таки потестировать блесны на классической «московской» рыбе, которую почти не найти у нас в Ленинградской области.

И в итоге, со старта мы устремились за командой, в которой были Бакин, Христюк и Ветров (по-моему, под названием «Трое против ветра»).

К нашему удивлению, они встали практически на том месте, откуда мы начинали ловлю, только ближе к выдающемуся мысу.

Но только сегодня их ловля не задалась. Скорее всего, ребята вчера попали на какую-то ограниченную стайку, неожиданно сконцентрировавшуюся на этом месте (ловили они ниже резкого свала, сразу же за мысом). Таковых было немало – вот только стабильных результатов они команде практически не давали.

У нас вообще было пусто. А среди конкурентов за первые полчаса кто-то поймал одну или две рыбки…. Ни о чем…

Дальше мы продолжили движение в сторону восточной (широкой) части водохранилища.

Причем продолжали, как мне казалось, терять время, периодически сверля лунки вдоль, как мне казалось, бесперспективного свала.

И тут, Технолог, чуть не опроверг мою теорию. Он таки попал на рыбу на самом свале, чуть ниже его.

Причем попал на рыбу с самой, что ни на есть (как мне казалось) бесперспективной для спортивного окуня блесной, которой он купил у Вовы Клюквина!!!

У него началась неплохая раздача рыбы. И в итоге он поймал почти десяток рыбешек с одной лунки. Парочка окуней была явно за сто граммов.

Мы с Саней Чурилкиным рассверлили все вокруг и дальше по этому свалу. Либо вовсе пусто, либо случайный единичный некрупный окунь.

В общем, с точки зрения поиска рыбы для команды мы все-таки, как я и думал, потеряли время.

После проверки этого района, мы еще перескочили на противоположный берег, где ловили когда-то крупного окуня на стародавнем турнире.

Там вообще мои результаты откровенно удручали. Если  оба Саши еще как то подлавливали разнокалиберных полосатиков, то вот у меня было поймано таки всего несколько окуней с порядка десятка лунок.

Настоящая рыбалка у нас пошла после того, как мы достигли обширного меляка с корягами.

Помнится, на стародавнем турнире это место заметно выделялось на фоне остальных – этакий большой мыс (при выходе в широкую открытую часть водохрона) с торчащими повсюду пнями. Теперь же все эти пни оказались под водой. И, что интересно, образовался большой участок (плато) с небольшой глубиной – порядка полутора метров. В реальности – от метра до двух с половиной.

И вот на этом месте держался активный относительно крупный ( в среднем приближался к 100 граммам) окунь.

Правда, концентрация рыбы была неравномерной. Где-то густо, а где-то пусто. Как на рельефе, а не на поливе. Но в целом темп ловли на этом месте был очень хорошим. И за счет среднего веса рыбы, и за счет хорошего темпа на рабочих лунках, и за счет значительных размеров плато, на котором места для единственной нашей команды было более чем достаточно.

Остается только жалеть, что мы не были на тренировке. Ибо это место читалось элементарно.

Кстати, здесь же, неподалеку, расположились одни из основных конкурентов – команда «ССС». Они, также как и будущие победители, ловили в глубоко вдающемся в сушу заливе (сразу за нашим мысом).

Однако окунь у них был, в отличие от «чемпионского» залива, в среднем вполне достойного размера.

По словам, пытавшейся обрубить их, участников команды Юрана, рыба там скорее была рельефная, и встать нескольким командам на том месте было затруднительно. Все-таки участок активной ловли был ограниченным.

Тогда как у нас рабочее пространство действительно впечатляло – мы так за половину тура не смогли обойти и проверить весь рабочий участок.

Та же команда Юрана пыталась обрубить нас на этом затопленном мысу. Но практически безуспешно. То ли не попали в точку, то ли блесны не совсем соответствовали предпочтениям местного окуня.

И они быстро покинули этот район, не сильно заинтересовавшись им. В этот момент времени и мы как раз не слишком хорошо таскали рыбу – только Саня Чурилкин выделялся.

И если бы они сменили бы несколько мест вокруг нас на этом обширном поливе, то шансы зацепиться за активного окуня у них бы сильно возросли… Но, к нашему удовлетворению, у конкурентов не сложилось…

Кстати, и мы цеплялись за эпицентры в основном за счет местных рыболовов. Здесь как раз ловили окуня два мужичка. Один с блесной, а с другой с мормышкой. Располагались они достаточно далеко друг от друга (в сотне метров).

Вот наилучших результатов мы добились тогда, когда пытались обрубать местных специалистов.

Особенно впечатляли результаты блеснильщика: У него уже было наловлено достаточное количество рыбы. Причем его тактика сильно отличалась от нашей: Он вообще не задерживался на рабочих точках – и как только клев заканчивался, он сразу же перемещался куда-то далеко. Тогда как мы, зацепившись за эпицентр, тщательно обрабатывали район вокруг него, сверля лунки достаточно плотно.

Впрочем, тактика местного вовсе не была ущербной. Для начала надо было посмотреть на его блесны – кривоватая широкая блесна с впаянным крючком. А техника взмаха представляла собой однообразные широченные рывки.

Несмотря на значительные успехи мужичка (при мне с лунки он снял больше полутора десятков разнокалиберных окуньков), мне показалось, что он ловил исключительно активного окуня, который полноценно клевал только на эпицентрах стаи. И окраины стаи с такой техникой особого смысла разрабатывать не было. Особенно, если хорошо знаешь этот полив и перемещаешься от одной рабочей точки к другой…

Интересно, что, несмотря на явно большое количество подводных пней, которые визуально торчали повсюду, когда здесь была суша – никаких проблем при ловле здесь на блесну не было. Более того, мы так ни разу на такой пень блесной и не попали.

Все-таки сам по себе спиленный ствол по площади занимал совершенно ничтожное пространство относительно ровного участка. И шанс на попадание в такое «игольное ушко», просверлившись идеально сверху, был действительно минимален.

ТЕХНИКА И ТАКТИКА ЛОВЛИ.

Лишь на рабочем мелководном поливе - косе, когда я обрубил местного мужика, изредка вытаскивавшего на мормышку весьма приличных в среднем окуней, мне удалось попасть на полноценную стайку.  Отличный окунь стал атаковать мою блесну один за другим.

И с этой лунки мне удалось поймать почти десяток весьма неплохих полосатиков. Парочка из них была весом от 100 до 150 граммов. Да и в среднем окуни были явно за 50…

Но, несмотря на локальный успех, блесна (я взял старую, позапрошлогоднюю) меня окончательно разочаровала. Было видно, что приманка не способна длительное время держать окуня в тонусе. Да и поклевки были неуверенными, угасающими по качеству и с частыми сходами рыбы. Это косвенно свидетельствовало о том, что блесна рыбе все-таки не нравится, и что успех был обеспечен удачным попаданием в эпицентр.

В итоге я стал экспериментировать с другими блеснами, в том числе и с новыми, но безуспешно.

У Технолога были почти те же проблемы, как и у меня. Со своей «клюквинской» блесной он попал на одну лунку, но затем ловил только случайных единичных окуней.

Зато Чурилкин, несмотря на то, что так и не попал на эпицентр, ловил, до поры до времени, чуть ли не с большинства лунок.

Пришлось мне, уже после экватора тура, меняться с Чурилкиным блеснами.

Теперь я был уверен, что блесна у меня рабочая, и надо просто попасть на рыбу, на которой уже можно будет и подобрать игру для нее.

Кстати, Саня Чурилкин, как и всегда, играл своей фирменной игрой, с положением хлыста удильника направленным вниз.

Я же не стал слишком экспериментировать с этим положением, остановившись на своих испытанных вариантах.

К счастью, мне удалось довольно быстро зацепиться за рыбу. Но для этого мне пришлось сместиться почти на сотню метров, от мормышечника к блеснильщику, который как раз ловил рыбу в режиме лифта.

Пообщавшись с местным мужиком, я, с его разрешения, просверлил лунку непосредственно у него за спиной. На вытянутом снежном сугробчике.  И оказалось, что размеры эпицентры стаи не ограничивались точкой мужика.

После нескольких взмахов я ощутил первую поклевку.

Но настоящая раздача у меня началась после нескольких классических сбросов от лунки. Затем мне оставалось только работать стандартными кроткими движениями в том случае, если рыба не атаковала приманку сразу же после сброса от лунки.

После этого оставалось закрепить тактику ловли на нескольких однотипных движениях. И дело пошло.

С этой первой лунки я поймал полтора десятка отборных рыбешек (50-130 граммов), сделав большую часть улова, догнав ребят.

Причем когда Чурилкин и Технолог просверлились рядом со мной, то ловить практически не смогли. Только Технолог поймал нескольких окуней.

А Чурилкин вообще после смены приманок ловил намного хуже. Впрочем, он и до этого, как сместился с первого района, стал скучать на лунках. Теперь же подавляющее большинство точек у него были пустыми. А на тех лунках, где он ловил рыбу, результаты шли у него не очень.

Технолог, кстати, тоже потерял драгоценное время. Он сосредоточился, после моего совета на впайке, взяв «старинную» « лодочку».

И лишь после того, как он вернулся к испытанным блеснам, на которые ловил вчера, дела пошли у него получше.

Вместе с Чурилкиным он отскочил метров на семьдесят, на мелководный участок (где я зацепился за рыбу – было чуть более 2 метров, а у ребят было помельче). И  нескольких окуней он все-таки поймал.

Но, то ли ребята не смогли там зацепиться за эпицентр, то ли этого эпицентра и вовсе не было рядом с той точкой – но значительных успехов они не добились…

Тогда как я, после того, как местный мужичок отправился на (кстати, безрезультатные) поиски следующей стаи, разработал этот район, рассверлившись на несколько десятков метров в сторону увеличения глубины. И оказалось, что рыба здесь была. Пусть и без раздач, окунек поклевывал.

Почти в каждой лунке клевало от одного до трех окуней. В основном некрупных на фоне раздачи в эпицентре. Но и по 30-50 граммов было тоже неплохой добавкой к моему улову.

После рабочей лунки я как раз разработал классическую тактику: Короткими движениями я проходил по горизонтам снизу вверх. А затем начинал однотипные сбросы от лунки в придонное пространство. И почти всякий раз окунь отмечался либо пустым тычком, либо более уверенной поклевкой с реализацией.

После этого я снова переходил на более короткие (около 15 сантиметров) взмахи боковым хватом. И чаще всего долавливал одного или двух окуней.

Понятно, что темп ловли был не самым значительным. Но у ребят в это время вообще большинство лунок были пустых. А там где у них были поклевки, они были не серийными, а скорее единичными.

Так что мое сидение на месте было, в какой-то степени, оправданным. Тем более что время второго тура уже истекало. И шансы на то, что успеешь зацепиться за следующий эпицентр, стремительно падали.

ИТОГИ.

И вот мы на финише. Оказалось, что за последние два часа я сумел обойти Технолога и почти догнать Чурилкина.

Если к тому моменту, как мы поменялись с Чурилкиным блеснами, в моем улове было менее 800 граммов рыбы. То на финиш я принес более 2,5 килограммов. Тогда как у ребят большая часть улова была «сделана» как раз до моего «рывка».

Впрочем, Саша Чурилкин во втором туре вообще поймал больше всех – более 3 килограммов окуней. И лишь наше общее (у всех участников) командное не слишком удачное выступление в первом туре не позволило ему подняться выше итогового 9-го места. Впрочем, и попадание в десятку в таком турнире для новичка можно считать приличным успехом.

Однако все участники нашей команды расположились ровно друг за другом, заняв места с девятого по одиннадцатое.

Наши результаты: У Чурилкина 3,3 кг. И это первое место во втором туре.

Я поймал чуть больше 2,5 кг. И это пятое место.

Саня Воробьев поймал меньше 2,2 кг.восьмое место.

И в итоге наша команда поднялась с седьмого на третье, опередив команду «Рыболовный  альманах» с Женей Константиновым во главе (он же – организатор турнира).

Правда, сказать, что это было полностью заслуженно, я не могу. Все-таки у этой команды во втором туре не принял участие их третий участник. И даже то, что во втором туре команда «Рыболовный альманах» выступала вдвоем, а не втроем, позволило нам опередить всего лишь на один балл!!!

Да, во втором туре мы стали лучшими среди всех команд. Но и те, кто в первом туре выступил гораздо лучше нас, не сильно слетели и во втором.

Даже больше скажу – те, кто ловил откровенную мелочь в ближайшем противоположном («чемпионском») заливе, поймали по весу лучше, чем в первом туре. Все-таки малька там сконцентрировалось немало. И теперь ребята – конкуренты не теряли время на подбор приманок и выбор лучшего места с максимальной концентрацией рыбы.

Но нам повезло – и мы в итоге стали бронзовыми призерами…

Ну а уверенно выиграла турнир команда «Кастинг-клуб», которая стабильно оба тура ловила мелочь в «чемпионском» заливе.

То же самое делала и команда «Рыболовный альманах» («Кастинг клуб – 2»), занявшая четвертое место. Но у них выбыл третий участник…

Ну а второе место заняла сильная команда «Мальцевы и Ко» (она же «Студия Спортивного Спиннинга» в измененном составе), которые, несмотря на чуть худшее выступление во втором туре, уверенно удержались в призах.